Суббота, 04.05.2024, 02:00
CaucasusOnline
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Разместите свою рекламу по сниженным тарифам
 
Меню сайта
Категории раздела
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. [1]
Мужская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [4]
Женская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [9]
Мужская одежда конца XIX-начала XX в. [8]
Женская одежда конца XIX-начала XX в. [13]
Одежда народов Северного Кавказа в советское время [4]
Наш опрос
Сколько вам лет?
Всего ответов: 149
Наша кнопка
CaucasusOnline.ru

Главная » Статьи » Одежда народов Северного Кавказа » Мужская одежда конца XIX-начала XX в.

Пояса

Пояс считался обязательным элементом мужского костюма. Не подпоясанным мужчине нельзя было выйти на улицу, войти к старику или к человеку, стоявшему выше его по положению. Пояс не носили только дети и очень дряхлые старики. Во время траура мужчина мог первые дни ходить без пояса или повязать вместо кожаного пояса полотенце или кусок ткани. Как уже отмечалось, ношение кожаных поясов с металлическими пряжками и накладками — это древняя традиция горцев Северного Кавказа (рис. 12).

По нашим материалам можно выделить два типа мужских поясов: кожаные с металлическим набором и пояса из ткани или войлока.

Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены пояса из узкого кожаного ремня. На одном конце пояс имел пряжку, в которую продергивался другой конец пояса, снабженный металлическим наконечником. Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик ремня продевали в подвижную обоймочку. Пояса этой простейшей формы носили повседневно, они были доступны любому горцу. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками разной формы. Носили пояс на черкеске, на бешмете (если черкеска не была надета), а иногда и на шубе. У чеченцев и ингушей пояс изредка надевали и на рубаху.

К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были сальница или жирница — прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др.. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота. Одним словом, пояс заменял карманы. Но самое главное — на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка. Последнюю носили и на портупее.

Праздничный пояс с металлическим, обычно серебряным набором, кроме пряжки, наконечника и обоймочки, был украшен накладными фигурными бляшками с чернью, гравировкой, иногда позолотой по серебру. Бляшки были и железные с насечкой оловом, латунью или золотом. На поясе, особенно спереди, делали подвески-ремешки с металлическими наконечниками и бляшками. По мере того как изменялось оружие и вообще падало его значение, пояс все больше становился украшением. Жирница, отвертка и другие необходимые предметы заменялись их имитацией. Такие пояса получили особое распространение в начале XX в., в основном у молодежи 30.

Оставаясь обязательной частью мужского костюма, пояс все более приобретал престижное значение. Богато украшенный пояс был гордостью владельца, особенно молодого богатого франта.

Металлические наборы для поясов делали у мастеров-ювелиров на заказ или покупали у них готовыми. В этот период мастерами в основном были дагестанцы (лакцы или кубачинцы), работавшие в городах и селениях Северного Кавказа отходниками. Многие из них оседали здесь на длительный период. Немногочисленные мастера из местного населения работали в  той же манере, а иногда  были учениками  дагестанцев.

Праздничные пояса часто переходили из рук в руки в качестве подарка или покупки, поэтому пояс мог свидетельствовать скорее о социальном и имущественном положении своего владельца, чем о его этнической принадлежности.

Пояса второго типа — из полосы ткани (видимо, широко распространенные в более ранние периоды) носили старики, муллы и хаджи, мужчины, находившиеся в трауре. Ткань складывали в несколько раз, а иногда скручивали жгутом. Матерчатый пояс могли надеть на бешмет, но не на черкеску. Такие же пояса, только из другого материала — войлока шириной в 4—6 см, носили во время косьбы. «На летнем покосе ременным поясом не подвязывайтесь, он затвердеет, высохнет, спину потрет», — такой практический совет давала балкарская песня37.

Традиционные узкие кожаные с металлическим набором пояса оказались довольно устойчивой частью мужского костюма.

Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.
, "Наука", Москва, 1989 г.



Источник: http://costumer.narod.ru
Категория: Мужская одежда конца XIX-начала XX в. | Добавил: Апсаты (19.04.2009)
Просмотров: 563
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Интернет-магазин

Футболки на заказ: различные цвета и размеры, различные логотипы и надписи...
Реклама

Карачаевцы

09biz.RU - информационный портал КЧР

По вопросам рекламы обращаться в администрацию сайта...

Информеры
Статистика
Rambler's Top100
CaucasusOnline © 2009 - 2024