Четверг, 02.05.2024, 15:21
CaucasusOnline
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Разместите свою рекламу по сниженным тарифам
 
Меню сайта
Категории раздела
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. [1]
Мужская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [4]
Женская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [9]
Мужская одежда конца XIX-начала XX в. [8]
Женская одежда конца XIX-начала XX в. [13]
Одежда народов Северного Кавказа в советское время [4]
Наш опрос
Сколько вам лет?
Всего ответов: 149
Наша кнопка
CaucasusOnline.ru

Главная » Статьи » Одежда народов Северного Кавказа » Женская одежда конца XIX-начала XX в.

Теплая одежда

Вопрос о ношении женщинами народов Северного Кавказа теплой верхней одежды весьма запутанный, что можно объяснить недостаточным вниманием к нему дореволюционных авторов и несколько предвзятым подходом исследователей в первые годы Советской власти. Литература этого периода считала непреложным положение о том, что горянке не разрешалось носить теплую одежду, независимо от ее возраста, национальности и района обитания.

Необходимость вовлечения женщин в производство, общественную жизнь, раскрепощение от старых, унижающих обычаев, стали главной задачей в первые годы Советской власти. Все это было предпосылкой для проведения политической кампании «Пальто — горянке». Местами она вызвала яростное сопротивление мусульманского духовенства и наиболее отсталой части населения. Протест против ношения теплой одежды даже там, где ее носили и в старину, был направлен не столько против самого «нарушения обычая», сколько против всего нового, что несла с собой Советская власть.

На самом деле наличие или отсутствие теплой одежды у горянок определялось географическими условиями (горы или плоскость), возрастом и семейным положением, материальным благосостоянием и отчасти сословной принадлежностью.

Типы теплой одежды были довольно разнообразны: это 1) шуба из овечьей шкуры или другого меха, нагольная или крытая; 2) одежда, сшитая из ткани, стеганая на шерсти или на вате; 3) наплечная шаль, заменяющая теплую одежду (карачаевцы и балкарцы ее называли палтон-джаулукъ).

При рассмотрении теплой одежды приходится учитывать то, что одни виды ее (шубы, шали) носили пожилые женщины, а другие (капталы) — замужние лет с 25—30. При этом надо иметь в виду, что женщины-горянки уже с сорока лет могли считаться пожилыми. Это очень запутывает картину преобладания и бытования того или иного типа одежды.

В холодное время года женщины могли надевать и несколько рубах или платьев одно на другое117. Надо учитывать и то, что в более ранний период, а у некоторых народов вплоть до конца XIX в., женскую одежду иногда шили из домотканого сукна, грубого, но теплого.

Нагольные или крытые шубы из овчины во второй половине XIX — начале XX в. носили женщины замужние, чаще всего пожилые, в Чечне, Ингушетии, горных районах Осетии, в Карачае и Балкарии118. Шубы делали отрезными, прилегающими в верхней части и расширяющимися от талии к подолу. Воротника не было, застежка от ворота до талии встык. Шубу делали из шкурок молодого барашка (курпей, эльтир)119. Чтобы она была легче и тоньше, мех подстригали. Качество меха определялось зажиточностью хозяйки шубы. Богатые женщины покрывали шубы плотной тканью — сатином, «чертовой кожей», шелком, иногда даже парчой (рис. 30).

В этом случае галун служил не только для украшения, но и для закрепления этого самого важного шва.

Наиболее широко были распространены капталы у карачаевцев и балкарцев. У кабардинцев и черкесов они встречались гораздо реже, что, видимо, объясняется более теплым климатом. У адыгейцев, по словам информаторов, каптал шили коротким, выше колен. Но он был далеко не у всех и тогда для тепла надевали несколько рубах.

В Северной Осетии стеганый каптал во второй половине XIX в. встречался уже не часто120. Но материалы из наземных склепов позволяют судить, что по общему облику и покрою он был сходен с капталами других народов.

У ингушей дольше, чем у других народов, сохранялся обычай зимой носить шубы и женщинам. Но наряду с шубами существовали и стеганые капталы, короткие у молодых и более длинные у старух. Чеченские информаторы указывают, что каптал и шубу полагалось носить только во время чилле (сорок самых холодных дней года). Обычно он был короче платья-рубахи, но по покрою совпадал с вышеописанными капталами других народов Северного Кавказа. Иногда у пояса на него пришивали серебряные крупные застежки, а грудь была открыта. Чеченцы, ингуши, адыгейцы носили каптал поверх платья-рубахи. У остальных народов его надевали иногда поверх платья или даже под него.

Обычай носить вместо теплой одежды шаль типа пледа, накинутую на плечи, а иногда и на голову, был особенно характерен для карачаевцев, балкарцев, осетин и вообще жителей горных районов. Это следствие обычая, по которому девушки и молодые женщины не носили теплую одежду.

У карачаевцев такой плед называли палтон-джаулукъ, т. е. «пальто-шаль». Этот термин несомненно много «моложе» самого обычая использовать шаль как теплую верхнюю одежду. Шали шили из домотканого сукна, а в конце XIX — начале XX в. преобладали покупные часто клетчатые пледы. Осетинки иногда сами вязали из шерсти шали или большие треугольные косынки (в начале XX в.). Старые женщины носили шали в сочетании с капталом и даже шубой.

Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.
, "Наука", Москва, 1989 г.



Источник: http://costumer.narod.ru
Категория: Женская одежда конца XIX-начала XX в. | Добавил: Апсаты (19.04.2009)
Просмотров: 643 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Интернет-магазин

Футболки на заказ: различные цвета и размеры, различные логотипы и надписи...
Реклама

Карачаевцы

09biz.RU - информационный портал КЧР

По вопросам рекламы обращаться в администрацию сайта...

Информеры
Статистика
Rambler's Top100
CaucasusOnline © 2009 - 2024