Понедельник, 29.04.2024, 13:04
CaucasusOnline
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Разместите свою рекламу по сниженным тарифам
 
Меню сайта
Категории раздела
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. [1]
Мужская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [4]
Женская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [9]
Мужская одежда конца XIX-начала XX в. [8]
Женская одежда конца XIX-начала XX в. [13]
Одежда народов Северного Кавказа в советское время [4]
Наш опрос
Сколько вам лет?
Всего ответов: 149
Наша кнопка
CaucasusOnline.ru

Главная » Статьи » Одежда народов Северного Кавказа » Женская одежда конца XIX-начала XX в.

Шапочки

Шапочки чаще всего являются одной из основных частей головного убора девушки и молодой замужней женщины до рождения первого ребенка. Они отличаются большим разнообразием форм и в известной степени этническими особенностями.

Общей чертой, объединяющей все шапочки народов Северного Кавказа, является наличие твердой основы (кожа, картон), придающей изделию четко выраженную форму. Основа обтягивалась тканью (бархат, сукно) или галуном. Подкладка делалась из кожи или ткани. Шапочки украшали вышивкой, золотыми или серебряными нитками, галунами, басонными изделиями (кисти, бахрома, шарики, плетенки, подвески), а иногда и металлическими накладками.

Шапочки были очень дороги и доступны далеко не каждой девушке. У некоторых народов, например кабардинцев, существовал и социальный запрет ношения шапочек лицами, не принадлежавшими к высшим сословиям. Число шапочек в селении обычно не превышало 10—15. Но их бытование было более широким, чем количество, так как на время свадьбы шапочки брали у родственников или знакомых.

Шапочки имеют давнюю традицию у многих народов Северного Кавказа, что прослеживается по археологическим данным, иллюстративному материалу и нарративным источникам. Однако форма более ранних шапочек, зафиксированных этими источниками, почти не имеет аналогий во второй половине XIX в. и начале XX в. Исчезло и сходство между девичьими и мужскими головными уборами, характерное для XVIII — первой половины XIX в.

Шапочки различались но высоте основной части, имеющей форму цилиндра или усеченного конуса, форме верхушки и способом украшения. Последние обычно связаны с определенным типом шапочки, кроме того, они часто служат датирующим признаком. Большим разнообразием отличается терминология шапочек.

Можно выделить две большие группы шапочек, разделяющиеся каждая на несколько типов: 1) шапочки, украшенные галунами и шитьем вприкреп золотыми и серебряными нитками; 2) шапочки, украшенные шитьем золотом техникой глади (рис. 37).

Шапочки первой группы более ранние по форме и способам украшения. Эта группа представлена рядом типов. Первый тип — шапочки в виде высокого цилиндра с конусообразной или выпуклой верхушкой. Основная цилиндрическая часть имеет высоту 10—14 см и обтянута галуном, цельным широким или сшитым из нескольких узких. В галуне чередуются серебряные и золотые полосы, располагающиеся поперек цилиндра. Конусообразная или округлая верхушка чаще всего сплошь покрыта золотым шитьем вприкреп или обтянута тканью, обильно украшенной такой вышивкой. Иногда вся шапочка в целом имеет вид вытянутого конуса («сахарная голова»). Обычно кроме галуна и вышивки эти шапочки ничем не украшались. Изредка на них встречались мелкие басонные пуговки или металлические бляшки. Наиболее старые экземпляры имеют черную подкладку из хорошо выделанной кожи.

Такие шапочки характерны для первой половины и середины XIX в., но бытовали и позднее. Они очень ценились и передавались из поколения в поколение. К этому же типу можно отнести и единственный экземпляр шапочки, хранящийся в Адыгейском областном музее 128. Она отличается от описанных выше значительно меньшей высотой как цилиндрической части, так и конической верхушки. Такая шапочка напоминала по форме металлический мужской шлем и называлась пэIо тандж, т. е. шапка-шлем. По полевым материалам, она была распространена у абадзехов, темиргоевцев, мамхеговцев и считалась самой красивой и нарядной. Шапочки первого типа назывались «золотая шапка» (по-кабардински дыщэ пыIэ, по-адыгейски дышъэ пэIо). Это название употреблялось и в том случае, когда и галун, и вышивка, были сделаны из серебряных ниток. В. В. Васильков, писавший о темиргоевцах, упоминает о шапочках, «литых из золота и серебра» 129. Вряд ли это было так, но шапочки из галуна и золотого шитья, хорошо лощеные кабаньим клыком, на твердой подкладке, действительно казались металлическими.

Второй тип шапочек первой группы отличается меньшей высотой цилиндрической части, также обтянутой полосатыми галунами, и более выпуклой полушаровидной верхушкой, покрытой бархатом или сукном. Эта верхушка была украшена радиально расположенными от центра галунами, между которыми была видна основная ткань красного или черного цвета. Шапочки такого типа имели басонные украшения в виде плетенок, окаймляющих верхний край цилиндра и расположенных между галунами на верхушке. Спереди по верхнему краю цилиндра была протянута нитка, с которой в виде бахромы спускались кисточки из золотых или серебряных ниток. На самой макушке, в месте скрещения галунов, часто располагалась вертикально поставленная продолговатая басонная бусина из золотых или серебряных ниток. В других случаях на макушке делали выпуклую серебряную накладку, посередине которой находился шарик, иногда завершенный лунницей или изображением птички. По гладкому или зубчатому краю накладки были иногда прикреплены мелкие подвески. Серебряные накладки украшали чернью, гравировкой, зернью, порой позолотой. Шапочки второго типа также назывались «золотая шапка».

Первый и второй типы шапочек наиболее характерны для адыгов (адыгейцев, черкесов, кабардинцев) и, по-видимому, от них получили распространение среди кубанских ногайцев 130, а также абазин, карачаевцев и балкарцев. Отдельные экземпляры встречались у осетин и даже сванов. В последних двух случаях имели место межплеменные браки знатных семей. Так, например, княжна Крымшамхалова, ставшая женой сванского князя Дадешкелиани, носила высокую шапку первого типа 131. Стоит упомянуть о шапочке балкарской княжны Урусбиевой, хранящейся в Музее Грузии 132. Она относится к 60-м годам XIX в., изготовлена руками самой княжны и входила в ее свадебный костюм. Уникальность этой шапке придают вытканные на галунах, украшающих верхушку, арабские подписи, примерное содержание одной из них: «Носи эту шапку на здоровье и будь счастлива». В карачаевских коллекциях ГМЭ имеется высокая шапочка первого типа, принадлежавшая знатной девушке и подаренная ею своей аталычке (воспитательнице) 133.

Шапочки третьего типа первой группы имели вид невысоких цилиндров от 5 до 10 см, обтянутых галунами, с плоским дном, также покрытым галунами. Спереди по верхнему краю цилиндра в некоторых случаях подвешена бахрома. Шапочки этого типа бытовали главным образом у адыгейцев и черкесов современной Карачаево-Черкесии. В Адыгее вообще наблюдалась тенденция к меньшей высоте шапочек всех трех типов первой группы.

Девушки могли носить шапочки на распущенные волосы или косы. Но чаще все же поверх шапочки накидывали платок или шарф, который закрывал только заднюю половину шапочки, оставляя свободным шарик на макушке. Невесты и молодухи обязательно надевали поверх шапочки указанным способом платок, сложенный углом. Концы платка проводили под подбородком и закидывали на спину.

Форма шапочек первой группы, особенно варианты с конической верхушкой, ближе всего к шапочкам XIV—XV вв., обнаруженным в Белореченских курганах и могильниках под Пятигорском 134. Галуны и золотое шитье способом вприкреп также являются старой традицией народов Северного Кавказа.

Вторая группа шапочек, для украшения которых характерно более позднее шитье гладью, также включает несколько типов. Все шапочки второй группы имели плоское донышко и невысокий околыш. Первый, наиболее распространенный тип — твердая шапочка в виде невысокого (4—6 см) цилиндра с плоским донышком. Ее обтягивали бархатом, чаще всего темно-красного цвета, или черным плотным шелком. Обычно такую шапочку украшали золотым шитьем гладью по околышу. Вышивка имела вид растительного побега или отдельных повторяющихся фигурок стилизованного растительного или геометрического орнамента. Донышко украшалось вышивкой в виде сложной розетки или нескольких сложных фигурок. Из центра донышка до плеча спускалась кисть из золотых и серебряных ниток, порой весьма сложного фигурного плетения. Иногда и центре донышка делали небольшую серебряную накладку с шариком, на котором укреплялась птичка. Шапочки этого типа были более всего распространены в Карачае и Балкарии, где их называли окъа бёрк (окъа — шитье золотом, бёрк — шапка). Тем же термином карачаевцы и балкарцы называли и высокие шапочки первой группы, встречавшиеся в знатных семьях, о чем говорилось ранее.

Шапочки первого типа второй группы, описанные выше, носили также в Адыгее, Кабарде, у черкесов Карачаево-Черкесии. В Кабарде их носили только девушки. Для свадебного праздника и последующего ношения до рождения первого ребенка, т. е. в наиболее важные периоды жизни женщины, шапочки не были приняты. Обычно, если тот или иной предмет костюма не применяется при обрядовом действии, это свидетельствует о его заимствовании или недавнем происхождении. Характерно, что в Кабарде шапочки этого типа называли тэтэр пыIэ (татарская шапка), крым пыIэ (крымская шапка), къущхъэ пыIэ (балкарская, горская шапка). Возможно, что подобные наименования, бытовавшие также у адыгейцев и кубанских ногайцев, указывают на источник их появления на Кавказе. Можно вспомнить свидетельства К. Пейсонеля о ввозе из Крыма на Западный Кавказ в XVIII в. большого количества шапочек «тарпош» 135. Может быть, тарпош — искаженное название тэтэр пыIэ?

Второй тип шапочек второй группы отличался еще более низким околышем (1,5—2 см) и плоским дном. Такая шапочка могла держаться на голове только при помощи шнурка под подбородком. Ее носили немного на  бок.   Отсюда  и   ее   кабардинское   название   пыIэ къуанщэ — «кривая шапка» (по манере носить). Такая шапочка обильно украшалась золотым шитьем, особенно на донышке. Никаких кистей или выпуклых басонных украшений на ней не было. Эти шапочки бытовали в Адыгее и у черкесов Карачаево-Черкесии.

Шапочки третьего типа второй группы имели форму усеченного конуса с плоским дном, обтянутого красным бархатом. И околыш, и донышко украшались золотым шитьем гладью, а изредка и вприкреп. Орнамент стилизованный растительный или геометрический. Кистей и металлических украшений на донышке они не имели. Этот вид шапочек наиболее характерен для Осетии. Встречаются они и в восточных районах Кабарды, а  также     в   Ингушетии,  по-видимому,  заимствованные   из   Осетии 136.

В Осетии шапочки этого типа служили частью свадебного костюма. Иногда девушки надевали их в разных торжественных случаях, но в целом шапочки в Осетии бытовали значительно меньше, чем в Кабарде и Адыгее; возможно, это объяснялось меньшей материальной обеспеченностью основной массы осетин, а позднее также значительным влиянием городской моды. Последнее отразилось и на украшениях шапочек блестками, канителью в виде пружинок, бисером.

В коллекциях Адыгейского краеведческого музея в единственном экземпляре имеется интересная шапочка в форме пилотки, украшенная золотым шитьем 137. Во время полевой работы я получила сведения, что такие шапочки бытовали только у абадзехов.

Чеченские девушки, по свидетельствам информаторов и данным литературы, шапочек не носили. Нет их и в собраниях музеев. Девушки из Ингушетии, особенно из более зажиточных семей, надевали на свадьбу шапочки в виде усеченного конуса, заимствованные из Осетии.

При анализе распространения шапочек разных групп и типов бросается в глаза их большое разнообразие, нечеткость границ распространения и наличие у одного народа большого числа типов. Однако все же можно выделить этническую специфику этого головного убора. Наиболее ясно это в отношении шапочек в виде усеченного конуса (вторая группа, третий тип). Условно их можно назвать осетинскими. На востоке Кабарды, где они также встречаются, их называют дыгъор пыIэ, что указывает на источник заимствования от осетин-дигорцев.

Первый тип шапочек второй группы в виде невысокого цилиндра с плоским дном и длинной кистью наиболее часто встречается в пределах расселения карачаевцев и балкарцев, где их надевали и девушки, и невесты. В Кабарде такие шапки носили только девушки, это же относится к черкесам. Приводимая выше терминология: татарская шапка, крымская шапка, горская шапка — указывает на их отличие от коренных адыгских форм. Условно эти шапочки можно назвать карачаево-балкарскими.

Для адыгских народов, в особенности для кабардинцев, характернее всего шапочки первой группы первого и второго типов, т. е. высокие цилиндрические с коническим или округлым верхом, так называемые «золотые шапки». Они считались обязательной формой для невесты и молодухи до рождения  первого ребенка. Кабардинцы, уже в XIV—XV вв. прочно обосновавшиеся на своей современной территории, в отрыве от основной массы адыгов, могли в большей степени сохранить древние формы конических высоких шапочек, ранее носившихся всеми адыгами. Эти шапочки можно условно наименовать кабардинскими или адыгскими. Однако у адыгейцев второй половины XIX — начала XX в. они бытовали реже, чем в Кабарде, и сосуществовали на равных правах с различными формами и вариантами шапочек второй группы. Вообще Адыгея дает наибольшее разнообразие типов шапочек138. Это можно, видимо, объяснить несколькими причинами: длительным сохранением локальных групп, отличающихся и чертами материальной культуры и диалектами; расселением вблизи побережья Черного моря и в связи с этим длительным соприкосновением и связями с Турцией, Крымом, ногайцами и др. В начале XX в. Адыгея особенно сильно испытывала значительное влияние городской культуры, что выразилось в украшении шапочек вышивкой гладью.

Головные уборы женщин Северного Кавказа дополняли различного рода наносные украшения: I) повязки или мешочки, скрывавшие волосы от посторонних; 2) подвески и украшения кос.

Повязка для кос (по-кабардински шъхъэ пышIэ) представляла собой широкую полосу белой ткани, иногда на концах украшенную вышивкой. Ею плотно обматывали каждую из двух кос или просто волосы, разделенные на две пряди, а затем их перевивали подобием толстого шпура п внизу закрепляли. Независимо от длины кос это украшение опускалось до подола. С такой повязкой мы встречаемся на рисунках XVIII в., на фотографиях XIX в. По рассказам информаторов, в Кабарде и Адыгее ее носили девушки, невесты и молодые женщины. Л. М. Ашхамахова сообщает, что подобные накосники носили и пожилые женщины, но делали их короче и концы заправляли за пояс139. У карачаевцев и балкарцев такую повязку называли чач бау, Есть единичные сведения о наличии повязки в плоскостной Осетии (дзыкку бош — обмотка для кос) и у ингушей, но эти данные требуют уточнения.

У карачаевцев, балкарцев, кабардинцев и адыгейцев существовали накосники в виде узкого длинного мешочка или полоски ткани, украшенных вышивкой и бахромой. Косы закладывали внутрь мешочка или просто покрывали полоской. Такие накосники были сравнительно редко, носили их. по словам информаторов, те, «у кого были средства». Некоторые карачаевки пожилого возраста вспоминают о существовании тюйреюч — серебряного украшения в виде пряжки с цепочками. Некоторые девушки носили такие украшения вплоть до 70-х годов XIX в. Иногда девушки подвешивали к косам полоски бархата с нашитыми на них гремящими подвесками, шнурки с монетами или амулетами. Но большого распространения подобные наносные украшения не имели.

Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.
, "Наука", Москва, 1989 г.



Источник: http://costumer.narod.ru
Категория: Женская одежда конца XIX-начала XX в. | Добавил: Апсаты (19.04.2009)
Просмотров: 1502
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Интернет-магазин

Футболки на заказ: различные цвета и размеры, различные логотипы и надписи...
Реклама

Карачаевцы

09biz.RU - информационный портал КЧР

По вопросам рекламы обращаться в администрацию сайта...

Информеры
Статистика
Rambler's Top100
CaucasusOnline © 2009 - 2024