Четверг, 17.08.2017, 08:51
CaucasusOnline
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Разместите свою рекламу по сниженным тарифам
 
Меню сайта
Категории раздела
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. [1]
Мужская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [4]
Женская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [9]
Мужская одежда конца XIX-начала XX в. [8]
Женская одежда конца XIX-начала XX в. [13]
Одежда народов Северного Кавказа в советское время [4]
Наш опрос
Сколько вам лет?
Всего ответов: 149
Наша кнопка
CaucasusOnline.ru

Главная » Статьи » Одежда народов Северного Кавказа » Женская одежда конца XIX-начала XX в.

Комплексы женской одежды

Определение комплексов женской одежды конца XIX — начала XX в. также сложно, как и мужской, но в данном случае возможно их выделение с учетом некоторых этнических особенностей. При этом необходимо иметь в виду значительную разницу праздничной и повседневной одежды, знать, что в праздничной одежде черты отдельных комплексов проявляются ярче, чем в будничной. Исследования показали, что праздничный костюм был одновременно и свадебным, последний отличался от первого только большим платком, закрывавшим голову и фигуру невесты. Одежда замужних женщин после рождения первого ребенка претерпевала значительные изменения. Поэтому помимо девичьих важно рассмотреть отдельно и комплексы одежды замужних женщин.

Если у большинства народов, в частности у русских, женский комплекс много сложнее девичьего и состоит из большего количества предметов (более всего это относится к головному убору), то у народов Северного Кавказа наоборот: наибольшей сложностью отличался наряд девушек. Будничная одежда девушки была значительно ближе к одежде замужней женщины, чем праздничная.

Наиболее проста по составу одежда старых женщин и девочек. Как для тех, так и для других у ряда народов Северного Кавказа достаточно было иметь рубаху, штаны и платок, требования к «приличию» одежды по отношению к ним снижались.

Обязательными составными частями женского (и в том числе девичьего) костюма у всех народов Северного Кавказа являлись рубаха и штаны. Рубаха иногда выполняла и функции платья, т. е. была платьем-рубахой.

Рубаха была туникообразной, с перекидным плечом, рукавами, пришитыми по прямой линии, с ластовицами или без них; в бока вшивались расширяющиеся   книзу   клинья.   Рукава   были   длиной   до   кисти,   а   на праздничных рубахах много длиннее, иногда до подола, при этом книзу они расширялись.

Штаны шили с широким шагом и большим ромбовидным клином между штанинами или же с узким шагом и маленьким клином или вообще без него. Штаны последнего типа чаще встречались у чеченцев, ингушей, иногда осетин.

Обязательным являлся и большой платок, закрывавший голову и плечи. Девушки или просто накидывали его на голову, сложив углом, или завязывали различными способами, общими для всех народов Северного Кавказа.

В целом женская одежда народов Северного Кавказа имела много общих составных элементов, однако при общей основе женского костюма выявляются и его различия, как этнического, так и половозрастного порядка (костюм девушки, костюм замужней женщины). Именно эти различия, проявляющиеся главным образом в плечевой одежде, надеваемой поверх рубахи, т. е. в кафтанчике, платье разного покроя, в дополнительных деталях — нагрудниках, поясных и нарукавных подвесках. а более всего в головных уборах, и позволяют наметить основные комплексы девичьей и женской одежды.

Рассмотрим комплексы девичьей одежды в их наиболее сложном варианте — праздничном. Праздничная одежда отличалась качеством материала (предпочтительный цвет ткани у большинства народов был темно-красный) — бархат, плотный или легкий шелк, обильными украшениями — галуны, басонные изделия, шитье золотом и серебром, а также включала в себя серебряные застежки и пояса.

Первый комплекс девичьей одежды, который можно назвать карачаево-балкарским (см. цветные иллюстрации), состоял из шелковой рубахи с длинными, широкими внизу рукавами, штанов с большим ромбовидным клином, кафтанчика, украшенного золотым шитьем и серебряными нагрудными застежками. Позднее кафтанчик иногда шили без рукавов. и хотя он превращался в безрукавку, его воспринимали и называли так же, как и цельный кафтанчик. Поверх кафтанчика надевали распашное платье покроя черкески. К концу XIX в. низ такого платья уже делали и отрезным. При этом передок был гладким, а на боках и сзади юбка присборена или заложена складками.

В изменении покроя платья можно видеть влияние городской одежды. Платье застегивалось только у талии, а грудь оставалась открытой, позволяя видеть застежки на кафтанчике. Покрой и длина рукавов имели ряд вариантов. Платье украшалось золотым шитьем и галунами. В особо торжественных случаях надевали богато вышитые нарукавные подвески в виде лопастей. Невысокая цилиндрическая шапочка с плоским дном была вышита золотом или серебром. Из середины дна шапочки спускалась длинная кисть. Поверх шапочки надевали шелковый платок, повязанный разными способами. К такому костюму полагался пояс с серебряной пряжкой" или же целиком серебряный. Подобный костюм изображен на цветной иллюстрации, он принадлежал карачаевской княжне Крымшамхаловой и, конечно, был доступен немногим. Но все его составные части (кроме нарукавных подвесок) входили в праздничную одежду карачаевки или балкарки разных сословий и даже в повседневный костюм. Последний шили из дешевых тканей, без украшений, но таким же по составу и покрою.

Второй комплекс — адыгский — бытовал у кабардинцев, черкесов, адыгейцев, распространился у абазин, кубанских ногайцев. Он оказал сильное влияние на формирование костюма высших сословий других соседних народов. Адыгский комплекс имел два варианта (см. цветные иллюстрации). Первый вариант данного комплекса по составу совпадал с первым комплексом, но различался в некоторых деталях. Так, в праздничном платье кабардинок преобладали короткие рукава с подвешенными под ними нарукавными лопастями. Из-под них были видны узкие вышитые рукава кафтанчика. Покрой рукавов платья адыгеек очень разнообразен, нарукавные подвески встречались реже. Наиболее характерным головным убором (особенно у кабардинок) была высокая обтянутая галуном цилиндрическая шапочка с конусообразным или округлым верхом. Такая шапочка считалась наиболее «национальной», была предпочтительным головным убором в свадебной одежде. Наряду с ней у адыгских народов бытовали шапочки меньшей высоты с плоским дном, но их носили только до свадьбы, а связанная с ними терминология указывает на заимствование этих форм у других народов. В свою очередь девушки высших сословий Карачая и Балкарии заимствовали высокую адыгскую шапочку.

Можно отметить некоторое различие в покрое платья. У адыгейских девушек встречались платья, не имевшие застежек у талии, спереди от плеча до подола пришивали клин. Подобные платья носили нараспашку поверх кафтанчика, на который иногда надевали пояс.

Второй вариант адыгского комплекса, бытовавший у некоторой части адыгейцев, отличался по своему составу. Верхнее платье сай было необязательным, верхней одеждой мог служить и кафтанчик, надетый поверх рубахи. И праздничный костюм мог состоять из шелковой рубахи и надетого поверх нее вышитого золотом нарядного кафтанчика из плотного шелка, бархата или фабричного сукна. При этом способе ношения кафтанчик украшался галуном и шитьем не только спереди, но и сзади. Девушки-адыгейки могли носить шапочки, не надевая поверх них плат ка, а просто накидывая его на плечи. Наряду с платками в конце XIX -начале XX в. в Адыгее получили широкое распространение тюлевые-газовые и кружевные шарфы.

Третий комплекс — осетинский (он иногда встречался и у ингушей). Поверх обязательных рубахи и штанов надевалось распашное платье, на грудь которого были нашиты серебряные застежки. Кафтанчик под платьем не носили, но на талии прикрепляли поверх рубахи поясные подвески, украшенные вышивкой и галунами, имитировавшие полочки кафтанчика. Под вырез платья надевали отдельный нагрудник с нашитыми на нем серебряными застежками традиционной формы.

При описании кафтанчиков и их рудиментов мы уже говорили о распадении кафтанчика в конце XIX в. и сохранении его рудиментов в виде нагрудников и поясных подвесок. Эти детали бытовали у кабардинцев, карачаевцев и балкарцев, по наряду с кафтанчиком. У осетин же в конце XIX — начале XX в. кафтанчика уже не было, остались только его детали. Не исключено и другое: эти рудименты кафтанчика могли быть заимствованы от кабардинцев, поскольку у осетин застежки часто нашивались на платье, как и у соседних с ними чеченцев. Специфический для осетин покрой рукавов платья — вшивание в одну пройму длинного узкого рукава и другого, разрезного от самого плеча,— видимо, связан с отсутствием кафтанчика. Осетинские шапочки делались в виде усеченного конуса с плоским донышком и украшались вышивкой. Их надевали на свадьбу. Подобные шапочки бытовали и в восточной части Кабарды, где их называли дыгъор пыIэ, т. е. дигорская шапка. В обычное время женщины ограничивались только большим платком.

Четвертый комплекс — вайнахский, он был наиболее простым по составу.

Сочетание платья-рубахи, штанов и большого платка на голове считалось достаточным как для повседневного, так и для праздничного костюма. Последний отличался лишь качеством тканей и наличием украшений. В особо торжественных случаях поверх платья-рубахи надевалось верхнее платье распашного покроя, иногда с разрезными рукавами. На этом платье от ворота до талии могли быть нашиты серебряные застежки, однако только нижние 4—5 пар застегивались, а выше из-под платья была видна рубаха, нашейные серебряные украшения. В конце XIX и особенно в начале XX в. под такое платье с нашитыми застежками иногда надевали еще нагрудник с подобными же застежками, которые имели чисто декоративное значение. Шапочек чеченские девушки не носили. У ингушей в свадебном наряде встречались шапочки осетинского типа.

Как видно из вышеизложенного, выделенные нами четыре девичьих комплекса, соответствующие отдельным этносам или группам родственных этносов, отнюдь не развивались изолированно друг от друга. Наоборот, для них характерны взаимовлияние и взаимопроникновение, создающие общий облик в женской одежде, хотя и не до такой степени, как в мужской.

Такие же общие черты (в покрое, составе и форме отдельных элементов) характерны и для одежды замужних женщин. Возникает вопрос: можно ли при таких общих чертах проследить специфику выделенных нами четырех комплексов одежды замужних женщин?

Первый комплекс одежды замужних женщин — карачаево-балкарский. Он включал прежде всего головной убор, состоящий из двух платков разной величины. Нижний, меньший, надевался так, чтобы волосы не были видны, и завязывался особым узлом на темени. Обычно он был черного цвета. Распашное платье у женщин часто имело застежку от ворота до талии на мелкие металлические или нитяные пуговки. Под платье надевался кафтанчик без украшений. В холодное время года замужние женщины носили стеганые капталы, наплечную шаль, а пожилые — нагольную или крытую шубу из овчины.

Ареал этого комплекса одежды замужних женщин совпадал с границами первого девичьего комплекса и первого варианта второго девичьего комплекса (карачаевцы, балкарцы, кабардинцы, черкесы, частично адыгейцы) .

Второй комплекс одежды замужних женщин совпадал но распространению со вторым вариантом второго, адыгского комплекса (девичья одежда адыгеек). Он включал описанный выше головной убор из двух платков, платье-рубаху и нижнюю рубаху из белой ткани, играющую роль белья. Иногда в холодное время года для тепла надевали два верхних платья. Бытовали и стеганые капталы.

Третий, осетинский комплекс одежды замужних женщин бытовал в пределах ареала девичьего осетинского комплекса. Головной убор обычно состоял из двух платков, при этом верхний часто не завязывали, а просто накидывали на голову, спуская концы спереди или на спину. Иногда поверх него на лоб повязывали третий платок, сложенный в виде полосы. Распашное платье повседневного употребления часто носили с передником на пояске. В начале XX в. молодые замужние женщины начали носить закрытые платья без разреза ниже пояса, с матерчатым нагрудником в вырезе. В холодное время года надевали наплечные шали, шубы, стеганые капталы.

Наконец, четвертый, вайнахский комплекс одежды замужних женщин более всего отличался от остальных комплексов головным убором. Они носили чухту, имевшую вид незашитого внизу мешка, в который вкладывали косы. Чухта укреплялась на голове завязками на темени и полностью закрывала волосы. Поверх чухты надевали большой платок. Платье-рубаху (иногда два), теплую шаль на плечи, шубу, реже стеганый каптал носили зимой.

Проведенное нами сопоставление выделенных комплексов одежды замужних женщин позволяет коротко наметить группы наиболее характерных черт каждого из них, таких, как: в карачаево-балкарском комплексе — головной убор из двух платков и распашное платье с застежкой до талии; в адыгском — головной убор из двух платков и платье-рубаха в сочетании с нижней рубахой; в осетинском — головной убор из двух платков (верхний иногда не завязывался) и распашное платье (часто с передником); в вайнахском — особый головной убор чухта и платье-рубаха.

Комплексы одежды замужних женщин при сравнительном анализе обнаруживают и много общих моментов. Так, одежда женщин, особенно пожилых, шилась из тканей темных цветов, часто черного. На рубаху употребляли материал с мелким неброским рисунком. Скромной расцветкой отличались и головные платки, особенно у пожилых. При этом надо напомнить, что понятие «пожилая женщина» могло относиться и к женщине лет сорока. Их одежда не украшалась галунами и вышивкой. Серебряные пояса молодых замужних женщин, надевавшиеся в торжественных случаях, у пожилых заменялись кушаками из полосы ткани, полотенца или платка.

Общие черты женской одежды народов Северного Кавказа (в особенности первых трех комплексов) в конце XIX — начале XX в. еще более усилились за счет возросшего влияния городской моды. Последнее выразилось в постепенной замене распашного платья закрытым, в широком распространении выкройной проймы, иногда в сочетании с модными рукавами, с буфами на плечах, с высоким обшлагом и т. п. Нагрудники с застежками часто заменяются нагрудниками, сшитыми из ткани. Иногда последние украшаются вышивкой, складками и даже кружевами и рюшками.

Влияние городской одежды сказывается и в повседневном, и в праздничном костюме, но в наиболее торжественных случаях и особенно на свадьбу девушки надевали традиционную одежду.

Наиболее устойчивым перед внешним влиянием оказался четвертый комплекс — вайнахский. Влияние городской одежды здесь сказалось лишь в частичных изменениях традиционного платья-рубахи: распространяются выкройные проймы, рукава у кисти собирают на манжет или резинку. В 1910-х годах появляется кокетка. Состав костюма и общий свободный силуэт одежды чеченских женщин остается прежним.

Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.
, "Наука", Москва, 1989 г.



Источник: http://costumer.narod.ru
Категория: Женская одежда конца XIX-начала XX в. | Добавил: Апсаты (19.04.2009)
Просмотров: 1368
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Интернет-магазин

Футболки на заказ: различные цвета и размеры, различные логотипы и надписи...
Корзина
Ваша корзина пуста
Реклама

Карачаевцы

09biz.RU - информационный портал КЧР

По вопросам рекламы обращаться в администрацию сайта...

Информеры
Статистика
Rambler's Top100
CaucasusOnline © 2009 - 2017