Среда, 08.05.2024, 03:25
CaucasusOnline
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Разместите свою рекламу по сниженным тарифам
 
Меню сайта
Категории раздела
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. [1]
Мужская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [4]
Женская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [9]
Мужская одежда конца XIX-начала XX в. [8]
Женская одежда конца XIX-начала XX в. [13]
Одежда народов Северного Кавказа в советское время [4]
Наш опрос
Сколько вам лет?
Всего ответов: 149
Наша кнопка
CaucasusOnline.ru

Главная » Статьи » Одежда народов Северного Кавказа » Одежда народов Северного Кавказа в советское время

Одежда народов Северного Кавказа в советское время

Развитие одежды народов Северного Кавказа в советское время имеет свои особенности. В предыдущие исторические периоды сложение и развитие той или иной формы одежды и комплекса в целом являлись результатом воздействия географических и хозяйственных условий, исторических и экономических процессов и шли стихийно и неравномерно2. Так, например, изменения, происшедшие в одежде в результате процесса капитализации, становления всероссийского рынка в конце XIX — начале XX в., затронули в основном социальную верхушку, зажиточную часть крестьянства, зарождающуюся интеллигенцию. В основной массе населения сохранялись традиционные формы одежды. Возросло лишь употребление привозных тканей, главным образом хлопчатобумажных, а также фабричных платков и шалей. Влияние городской моды прослеживалось главным образом в плоскостных районах, близких к городам Екатеринодару, Владикавказу и др.3 (рис. 42).

В первые годы Советской власти на Северном Кавказе, как и во всей стране, наблюдались экономическая разруха, мануфактурный голод, явившиеся результатом общего состояния хозяйства страны после первой мировой и гражданской войн. Эти причины обусловливали сохранение, а в некоторых местах и восстановление домашнего изготовления тканей, обуви, платков и шалей.

Основным сырьем являлись шерсть, шкуры и кожи домашних животных. Даже в женской одежде, где употребление домотканого сукна почти не наблюдалось уже в XIX в., в 1920-х годах возрождается шитье женских платьев из домотканины. При этом некоторые женщины, подражая фабричным тканям, стали изготовлять полосатые и клетчатые материалы на ткацких станках старого типа. Для шитья одежды шли в ход имевшиеся в домах занавески, покрывала, перешивалась и комбинировалась старая одежда. Большая часть населения не имела сменной одежды и донашивала имевшуюся до лохмотьев. Но в составе одежды, ее покрое, манере ношения особых изменений не происходило 4.

В 1920-х годах, особенно во второй половине, разворачивается деятельность советских и партийных организаций по изменению быта, улучшению материальных условий населения, раскрепощению женщины, подъему культурного уровня. Большую роль на Кавказе сыграло создание женских клубов, кружков кройки и шитья, обучение шитью и вязанию в школах. Во всех этих организациях велась пропаганда нового быта, обучение было ориентировано на городские формы одежды и белья, велась пропаганда санитарно-гигиенических норм быта. В некоторых школах обучали вязанию чулок на ручных машинах.

Развитие кооперативной торговли, строительство дорог в горных районах облегчало приобретение тканей, готовой обуви и одежды. Женщины-горянки стали чаще бывать в городах, на различных совещаниях и конференциях, откуда привозили новые впечатления и представления. В этот же период началась борьба против некоторых элементов национального женского костюма — металлических поясов, нагрудных застежек и др., что нашло отражение в  документах и  печати  тех  лет5.

Вовлечению женщин в активную общественную жизнь, в производство в известной мере мешала традиция ограничений на ношение теплой одежды девушками и молодыми женщинами. В 1928 г. началась кампания «Пальто — горянке!». Беднейшим женщинам готовые пальто выдавали бесплатно, а более состоятельным — по низкой цене. Вокруг этой кампании завязалась острая борьба за раскрепощение женщины-горянки. Новые идеи встретили сопротивление в среде мусульманского духовенства, кулачества, оказывавших отрицательное влияние на старшее поколение. Женщин, надевших пальто, порой выгоняли из дома, избивали и т. п.6

Коллективизация сельского хозяйства в конце 1920-х — начале 1930-х годов, последующее укрепление колхозов и рост материального благополучия сыграли значительную роль в изменении одежды, внедрении новых ее форм, а также готовых изделий швейной и обувной промышленности. Коллективные формы труда, работа на полевых станах, молочных фермах, где собиралось большое количество молодежи, вызвали к жизни новые типы одежды. Издавна молодежь, собиравшаяся на общественные работы — «помочи» (даже если она заключалась в обмазывании нового дома), являлась в нарядных платьях, с гармошкой. Так и в 1930-х годах при выезде на полевые станы, иногда расположенные за десятки километров на «прирезках» в плоскостных районах, девушки и юноши в дорогу одевались нарядно, рабочую одежду брали с собой 7.

1930-е годы характеризуются развитием национальных форм культуры, созданием различных ансамблей, позднее появляются и национальные театры.

Возрастает интерес к истории народов, вопросам их происхождения, к фольклору и народному искусству. Входят в обычай различные соревнования, джигитовка. Советские праздники и юбилеи стали сопровождаться красочными демонстрациями, которые открывали колонны юношей и девушек в традиционных костюмах. При этом многие партийные и советские руководящие работники в торжественных случаях надевали традиционные черкески и папахи. В черкесках являлась молодежь и во время призыва в армию.

Во второй половине 1930-х годов в Нальчике, Орджоникидзе и других городах открываются фабрики и мастерские по пошиву национальной одежды и обуви на заказ и на продажу, здесь изготовляли также пояса, газыри, украшения, кавказские седла и ногайки.

На этом фоне и надо рассматривать развитие и изменения в одежде народов Северного Кавказа в 1930-х годах. В эту сферу материальной культуры стало входить социалистическое плановое начало.

В мужской одежде к концу 1930-х годов сложился своеобразный комплекс костюма, общий для всех народов Северного Кавказа8. В отдельных случаях он сохранился у старшего поколения и до сих пор, в особенности в горных районах. Более подробно мы остановимся на его описании ниже.

В женской одежде этого времени при наличии многих общих черт, в особенности в головных уборах и обуви, в большей степени сохранилось этническое своеобразие.

Великая Отечественная война 1941—1945 гг. принесла тяжелые испытания и лишения всем народам Советского Союза, в том числе и жителям Северного Кавказа. В послевоенный период в процессе восстановления народного хозяйства и осуществления первых послевоенных пятилеток усиливается влияние городских форм жизни, возрастает связь между народами СССР и взаимообогащение национальных культур. Все это нашло свое отражение и сыграло большую роль в одежде народов Северного Кавказа 9.

Характерный для последнего времени рост общесоветских форм культуры, формирование новой советской обрядности, в особенности свадебной сказался и на парадной женской одежде, которую на свадьбу надевают часто по только невеста, но и ее подруги.

В прошлом свадебная одежда горянок не имела каких-либо особых отличий ни в цвете, ни в покрое по сравнению с праздничным традиционным костюмом. В настоящее время праздничная одежда обычно имеет модный современный покрой, но свадебная часто отличается традиционностью формы. Свадебное платье шьют на заказ в специальных ателье из современных тканей, но в отделке используют мотивы традиционного золотого шитья. Нагрудные застежки и пояса, надеваемые при этом, традиционные, старой работы. Известным влиянием городской моды можно считать преобладание в свадебной одежде белого или других светлых цветов. На свадьбу часто берут напрокат костюмы в национальных ансамблях и театрах. Свадебные платья надевают на торжество регистрации брака, а во время свадебного застолья в доме чаще носят современное парадное платье.

    - Мужская одежда Северного Кавказа в советское время.
    - Женская одежда Северного Кавказа в советское время.

Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.
, "Наука", Москва, 1989 г.



Источник: http://costumer.narod.ru
Категория: Одежда народов Северного Кавказа в советское время | Добавил: Апсаты (19.04.2009)
Просмотров: 3071 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 1
1 Vero  
0
Never seen a beettr post! ICOCBW

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Интернет-магазин

Футболки на заказ: различные цвета и размеры, различные логотипы и надписи...
Реклама

Карачаевцы

09biz.RU - информационный портал КЧР

По вопросам рекламы обращаться в администрацию сайта...

Информеры
Статистика
Rambler's Top100
CaucasusOnline © 2009 - 2024