Понедельник, 21.08.2017, 03:53
CaucasusOnline
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Разместите свою рекламу по сниженным тарифам
 
Меню сайта
Категории раздела
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв. [1]
Мужская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [4]
Женская одежда в XVIII - первой половине XIX в. [9]
Мужская одежда конца XIX-начала XX в. [8]
Женская одежда конца XIX-начала XX в. [13]
Одежда народов Северного Кавказа в советское время [4]
Наш опрос
Сколько вам лет?
Всего ответов: 149
Наша кнопка
CaucasusOnline.ru

Главная » Статьи » Одежда народов Северного Кавказа » Одежда народов Северного Кавказа в советское время

Мужская одежда

Рубаха и штаны.

Как мы отмечали для дореволюционного времени, нательная рубаха не была обязательным и общераспространенным предметом одежды. У адыгских народов, карачаевцев и балкарцев, особенно в крестьянской среде, роль нательной одежды играл и бешмет. У осетин, чеченцев и ингушей рубаха бытовала больше, причем на нее непосредственно могли надевать черкеску или даже шубу (карта 9).

В конце XIX — начале XX в. рубашку иногда носили и под бешметом. она начала выполнять функцию белья. В советский период эта тенденция усилилась. Старшее поколение носило рубахи традиционного туникообразного покроя с ластовицами, сшитые из белой или цветной ткани, в качестве белья, но в них можно было находиться дома и во дворе.

В 1930-х годах у более молодых можно было встретить рубахи с выкройной проймой, а также покупные фабричной работы. В качестве нательной одежды начали носить, особенно молодежь в городах, майки, сетки и т. п.10

В 1970-х годах почти все, кроме глубоких стариков, уже носили фабричное белье, а молодежь также верхние рубашки, часто яркой расцветки. клетчатые, пестрые, навыпуск, иногда с коротким рукавом. Их надевали прямо на тело или на майку или сетку.

В 1920—1930-х годах еще вполне живой формой был бешмет традиционного покроя (хотя встречался и с отрезной спинкой по талии). Шили его чаще всего из хлопчатобумажной гладкой ткани типа сатина или «чертовой кожи», иногда из тонкой шерстяной материи. Бешмет надевали на нижнюю рубаху или непосредственно на тело. Носили бешмет главным образом мужчины среднего и старшего поколения. На кошах были в употреблении бешметы из домотканого сукна или стеганые. Но уже в это время бешмет, особенно у молодежи, стал вытесняться так называемой «кавказской рубахой», отдельные экземпляры которой можно было встретить и до революции.

По назначению и форме «кавказская рубаха» представляет собой «гибрид» бешмета и рубахи. От бешмета у нее высокий стоячий воротник и разрез посредине в верхней части груди, застегивающийся на мелкие пуговки и петельки из шнурка. Рубахи шили свободными, широкими, со швами на плечах и выкройными проймами. Рукава были широкими, длинными, на обшлаге или без него. Надетая под черкеску кавказская рубаха заменяла собой бешмет. Носили ее навыпуск, подпоясывая узким ремешком с металлическим набором. В таких случаях ее могли надевать непосредственно на тело или на майку. Шили кавказские рубахи из сатина, шелкового полотна и даже крепдешина. Повседневные рубахи были серого, коричневого, синего, черного цветов; праздничные — белые, кремовые, светло-желтые. Легкие и свободные, они были очень удобны в жаркие летние дни. Для более холодного времени кавказские рубахи шили из шерстяных тканей — кашемира, диагонали, шевиота, а иногда и из домотканого сукна. На таких рубахах застежку часто делали на фабричных пуговицах и прорезных петлях. На груди нашивали карманы, иногда традиционные для Кавказа — более вытянутые в горизонтальном направлении. В других случаях карманы были такой же формы, как на гимнастерках и френчах. Шерстяные рубахи надевали на нательную одежду.

В начале 1930-х годов кавказскую рубаху носили молодежь, советские и партийные работники. Постепенно она проникла в горы в костюм старшего поколения. Вытеснение кавказской  рубахой бешмета, как нам кажется, свидетельствует о том, что в сознании народа рубахи и бешмет были издавна взаимозаменяемы и при наличии одного из этих видов одежды второй был не обязателен. Кавказская рубаха в 1930-е годы распространилась не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье11, проникла она и к русским. Но вариант рубашки из яркого сатина или атласа с очень густо посаженными мелкими фабричными пуговками. встречавшийся   в  русских  районах,  на   Кавказе   почти  не   бытовал.

Для конца 1930-х годов характерен костюм, в котором кавказская рубаха сочеталась со штанами-галифе. Оба элемента одежды шили из одинаковой шерстяной покупной ткани, вплоть до габардина. В то же время кавказская рубаха начинает вытесняться гимнастеркой, френчем и сближаться с подобной одеждой, характерной для партийных и советских работников по всей стране. В 1960—1970-х годах кавказская рубаха в сочетании с галифе сохранялась лишь в редких случаях у лиц старшего поколения.

Брюки-галифе, а позднее и бриджи12 распространяются во время гражданской войны (в Чечне галифе стали носить только в 1930-х годах) . И тот и другой фасон были очень удобны для всадника и хорошо сочетались не только с сапогами, но и с ноговицами. Согласно местным привычкам, их делали без разреза спереди и носили на гашнике. Галифе быстро завоевали популярность. Перед Великой Отечественной войной их носили не только взрослые, но и мальчишки до 3 лет, которые до революции ходили в одних рубашонках. Для них брюки тоже были «усовершенствованы»: штанины шили с «пузырями» на боках, а середина отсутствовала.

В 1950-х годах уже не только молодежь, но и пожилые люди были убеждены, что галифе — «национальная» форма брюк.

Брюки «навыпуск», неудобные в горных условиях, нарушающие традиционный стиль костюма горца и привычный силуэт одежды, прививались очень туго. Даже в городах их носила главным образом интеллигенция, в селениях же лишь некоторые учителя, врачи. После войны они получили большее распространение, но сельские старики до сих пор предпочитают штаны разных фасонов, заправленные в сапоги или ноговицы.

Верхняя одежда.

Накидная верхняя одежда, представленная в дореволюционное время бурками двух типов (а у чеченцев и ингушей иногда и накидкой из домотканого сукна), в советское время постепенно выходила из употребления. В 1930-х годах бурка второго типа, т. е. с прямыми широкими плечами, слегка расширяющаяся книзу, бытовала довольно широко, особенно на горных пастбищах в кошах. На дороге можно было встретить человека в бурке, уже не едущего на лошади, а восседающего в кузове грузовика, направляющегося в горы 13.

В конце 1930-х годов и в первые послевоенные годы изредка на кошах встречались люди в плащах из пластиката, иногда яркой расцветки, надетых поверх ватника. Но такие плащи не имели большого распространения и быстро вышли из обихода. Плащи типа макинтошей носили и теперь носят в городах и селениях Северного Кавказа.

В 1960—1970-х годах бурка служила производственной одеждой табунщиков, которую они получали от совхоза или колхоза.

В прошлом широко распространенным видом теплой верхней одежды были овчинные шубы, нагольные или крытые тканью. Мы выявили в основном   три   типа   шуб:   первые   два   представляют   шубы   нагольные: прямая или слегка приталенная и покроя черкески с цельными передками и спинкой, клиньями на боках, с застежкой у пояса. В начале XX в. шуба этого типа начала сближаться с русским полушубком, отрезным по талии. Третий тип — шуба двубортная, отрезная по талии, с закрытой грудью и невысоким стоячим воротником из мерлушки, почти всегда крытая.

Вплоть до Великой Отечественной войны сохранялись шубы всех трех типов, преимущественно у старшего поколения 14. У более молодых преобладали шубы второго и третьего типов, носившиеся главным образом на кошах. После войны шуба вытесняется покупной теплой одеждой: полупальто,   различными   куртками,   но   встречается   изредка   у   стариков.

Наиболее характерной верхней мужской одеждой у народов Северного Кавказа считается черкеска, всегда служившая не столько повседневной, сколько праздничной, а также походной одеждой. Старые, изношенные черкески можно было встретить и на кошах. В 1930-х годах черкеска была еще весьма распространенной формой верхней одежды, хотя иногда заменялась шинелью офицерского покроя. К концу 1930-х годов черкеска бытовала как праздничная одежда, при этом ее шили из фабричного сукна в специальных мастерских, подгоняя по фигуре (в эти годы у многих утратившей горскую стройность и подтянутость) 15 (карта 10).

Бытовали и простые рабочие черкески, также неотрезные, из домотканого сукна, сшитые руками горянок. Редко встречались черкески с отрезной спинкой; застежка у них из шнурковых пуговиц и петелек подстраховывалась или заменялась железными крючками фабричной работы.

В 1930-е годы имела распространение и черкеска без газырей, вместо которых на груди нашивали поперечные длинные и узкие карманы со своеобразными двойными (сверху и снизу) клапанами. Клапан, прикрывающий газырницы снизу, по объяснению стариков, в прошлом имел практическое значение, так как донышки карманчиков в газырницах быстро протирались и газыри или что-то другое, лежащее в кармашках, могло вывалиться. Позднее, с исчезновением за ненадобностью газырниц, подобный клапан стали делать и сверху (или только сверху) и газырница заменялась нагрудным карманом своеобразной формы.

В некоторых случаях у обычной по покрою черкески с газырницами делали высокий воротник, как у бешмета. Одежда такого типа была значительно теплее черкески, так как закрывала шею и грудь. Кроме того, се можно было носить без бешмета, прямо на рубашку 16. А если вместо газырниц на груди делались накладные карманы, то одежда принимала вид очень длинного бешмета. В Балкарии черкеску со стоячим воротником называли чепкен-къаптал (т. е. черкеска-бешмет).

Такие формы модернизированных черкесок носили только в качестве рабочей одежды. Чаще всего их можно было видеть в горных районах Осетии, у балкарцев и очень редко, в виде исключения,— у карачаевцев и кабардинцев.

В 1960—1970-х годах черкеска встречается единично. Изменения в условиях жизни и труда способствовали замене ее одеждой городского типа — плащами, пальто, куртками, а в теплое время года — пиджаком.

Черкеску, бешмет, кавказскую рубаху и гимнастерки подпоясывали узким кожаным поясом с металлическим набором. Такие традиционные пояса оказались довольно устойчивой формой17. Их носили до 1940-х годов. Красивым поясом хорошей работы гордились. Пояса заказывали мастерам-ювелирам или покупали готовые на фабриках национальных изделий. Вместе с тем в обиход уже в 1930-е годы входил, в сочетании с гимнастеркой, армейский широкий ремень.

Когда начали носить рубашки, заправленные в брюки (главным образом городская молодежь), местные мастера стали делать и нарядные брючные ремни с серебряными пряжками и накладками, украшенными гравировкой и чернью.

В 1960—1970-х годах традиционные узкие ремни встречались редко, их носили пожилые люди в сочетании с бешметом, кавказской рубашкой или гимнастеркой. Традиционные пояса входят в состав национального костюма  артистов самодеятельных и профессиональных ансамблей.

Ноговицы и носки.

В 1930-е годы ноговицы, чаще всего сшитые из сукна, продолжали носить не только с местной, но и с покупной обувью. В это же время в сочетании с брюками-галифе и покупной обувью носили фабричные носки, в которые заправляли низ штанов, закрепляя носки подвязками или английскими булавками (карта 11).

В послевоенный период ноговицы, как и носки старого типа, сшитые из   сафьяна,   можно  было  увидеть  лишь  у   отдельных  стариков.

Головные уборы.

Шапка продолжает оставаться важной частью мужского костюма. Особенно ценится каракулевая папаха, которая подверглась изменениям, подчиняясь моде 18.

С середины 1920-х годов вплоть до предвоенных лет в качестве праздничной шапки начали распространяться папахи нового фасона, иногда называвшиеся «дагестанки». Околыш их становился все более высоким и расширялся кверху. Перед войной в Чечено-Ингушетии, там, где эта мода была наиболее ярко выражена, расширение околыша было столь значительным, что иногда шапка напоминала что-то вроде русского девичьего венца. У других народов шапки были ниже и с меньшим расширением кверху. Такие шапки шили только из каракуля — черного, серого, коричневого и золотистого, наиболее высоко ценились последние.

Особенностью этого фасона папахи было то, что плоское донышко ее делали намного ниже околыша. Шапку шили почти по голове, а затем к ней пришивали высокий околыш. Между шапкой и околышем образовывалось нечто вроде кармана, куда можно было сунуть письмо, бумаги, а при желании — и кошелек. Шапки делали специалисты-мастера и ценились они очень дорого. Перед войной цена хорошей «бухарской» шапки, т. е. шапки из коричневого каракуля, доходила до 3—4 тыс. рублей. В настоящее время шапки этого типа можно видеть у отдельных стариков. Шапку такого же фасона, но с меньшим расширением кверху и с более низким околышем, имеют многие мужчины и сейчас19 (карта 12).

В качестве повседневной шапки носили более низкие папахи с околышем из курпея или овчины, с плоским донышком, покрытым тканью. Эти шапки типа «кубанки» начали носить еще до революции. Встречались, в особенности на кошах, и шапки, сшитые целиком из овчины.

В период войны и пребывания некоторых народов Северного Кавказа в Средней Азии появилась своеобразная гибридная форма меховой шапки. Она имела вид папахи, расширяющейся кверху, с меховым донышком, но при взгляде сверху были видны уши, как у ушанки, завязанные наверху, их никогда не опускали вниз. Шапку можно было видеть и на Кавказе в послевоенные годы, но сейчас эта мода прошла.

Традиционная войлочная шляпа в советское время не только сохранена, по и расширила свои позиции20. В 1920-х годах и вплоть до войны нарядные белые войлочные шляпы носили и в селениях, и в городах, часто даже в сочетании с костюмом городского типа. В настоящее время войлочные шляпы встречаются в качестве рабочего головного убора при сельских работах, их носят отдыхающие на курортах. В Чечне можно увидеть среднеазиатские тюбетейки, черные, с белой вышивкой, а иногда и шапочки домашней работы, сшитые из ткани, с кисточкой наверху. Такие шапочки носят и мальчики различных возрастов, и старики (дома) (рис. 43).

Головные уборы некавказского типа проникали в быт довольно трудно, даже в советское время 21. Это, видимо, объяснялось особым отношением к шапке, о котором мы писали выше. Раньше всего «признали» фуражки военного типа. Кепки стали появляться в конце 1930-х годов и первоначально встречались насмешками — «блинчик». Но затем, в первую очередь у советских работников и молодежи, появились «ленинки», т. е. кепки со сдвинутой назад тульей, как носил В. И. Ленин. Позднее кепку стали носить довольно часто обычным образом — с тульей, сдвинутой на козырек. Но все же она считалась слишком простым и дешевым головным убором.

Фабричные фетровые шляпы до войны не носили. В 1950—1970-х годах начали носить шляпы фетровые, капроновые, даже соломенные. Можно встретить, хотя и редко, береты. Кепки все время меняют свои фасоны: от очень маленьких, с еле видным козырьком, до громадных, много шире головы. Расцветка их разнообразная, часто яркая. Особенно модные кепки шьют на заказ. Зимой носят и ушанки. Но каракулевая папаха в качестве торжественного и повседневного зимнего головного убора по-прежнему имеется у очень многих.

Башлык продолжал бытовать и в советское время как необходимый элемент рабочей одежды колхозников, особенно на кошах, и как составная часть полного национального костюма во время праздников, демонстраций, выступлений самодеятельности. В последних случаях он имеет чисто декоративное значение и часто делается из ткани типа фланели.

В 1960—1970-е годы башлык можно было увидеть изредка только у мужчин старшего поколения.

Мужская и женская обувь.

Широкое распространение фабричной обуви относится к советскому времени и в особенности к послевоенному периоду.

В 1930—1940-х годах еще довольно широко бытовала традиционная кожаная обувь различных типов: из одного или нескольких кусков кожи, повседневная из сыромятной кожи, праздничная из кожи лучшей выработки или сафьяна. В горах носили обувь с плетеной ременной подошвой. Бытование местной обуви объяснялось сохранением такой формы хозяйства, как отгонное животноводство. Во время перегона стад, на пастбищах, на кошах легкая и привычная традиционная обувь оставалась предпочтительной, особенно у старшего поколения. Носили ее и в пределах селений, на покосе и во время других сельскохозяйственных работ.

Бытовала, особенно у осетин и балкарцев, обувь, сшитая из простроченной в несколько слоев ткани с подшитой подошвой из кожи домашней выработки 22.

Высокие сапоги — мягкие кавказские или русские на твердой подошве с каблуком — носили мужчины в сочетании с комплексом из кавказской рубахи, гимнастерки или френча и галифе 23. Фабричные ботинки или туфли надевали с брюками навыпуск в селениях или городах главным образом представители интеллигенции.

Теплую обувь иногда делали из войлока. В местных промкомбинатах шили на заказ бурки из мохнатого войлока на подошве фабричной выработки. Их часто украшали аппликациями из кожи. Такие бурки пользовались успехом не только у мужчин, но и у женщин.

В 1930-х годах в состав женской обуви довольно широко входила обувь из кожи домашней выработки, в частности сыромятной. Бытовала также обувь из сукна, простроченного в несколько слоев, под которую подшивали подошву из сыромятной кожи. У женщин в эти годы она чаще всего имела вид открытых тапочек и служила повседневной домашней обувью24 (наиболее была распространена в Осетии). Некоторые осетинки носили такую обувь и в 1960-е годы. Надевали тапочки на босую ногу или на фабричные чулки.

Из покупной обуви женщины предпочитали туфли на низком каблуке. Вплоть до настоящего времени у женщин старшего поколения можно видеть на ногах в качестве повседневной обуви так называемые «азиатские» (с острым носком) резиновые галоши, которые надевают на шерстяные или кожаные носки, а также на обычные чулки.

С 1960—1970-х годов все слои населения, кроме глубоких стариков в горных районах, носят фабричную обувь, а молодежь старается соблюдать все предписания моды.

Комплекс мужской одежды.

Как видно из вышеизложенного, в 1920— 1940-х годах у всех народов Северного Кавказа сложился единый комплекс мужской одежды, состоявший из кавказской рубахи или гимнастерки (позднее сменившейся в ряде случаев кителем), галифе, кавказского ремня,   папахи   или войлочной шляпы и высоких сапог.  Этот комплекс одежды, сохранивший, да и то в измененном виде, лишь отдельные традиционные предметы, по своему общему стилю был близок народам Кавказа и в настоящее время младшим поколением воспринимается как национальный костюм. В качестве верхней одежды в довоенный период продолжали носить черкеску, но наряду с ней широко распространилась специально сшитая офицерского типа шинель, стилистически близкая черкеске. В качестве повседневной рабочей одежды носили стеганки и куртки разного типа, а также, хотя и в меньшей степени, плащи и пальто 25 (рис. 44).

Старшее поколение, особенно в сельской местности, и в 1960-1970-е годы иногда носило подобную одежду, характерную для довоенного периода. Папахи и войлочные шляпы встречаются в настоящее время и у молодежи. Дорожная одежда — бурка сохранилась у табунщиков как профессиональная.

Е. Н. Студенецкая
Одежда народов Северного Кавказа XVIII-XX вв.
, "Наука", Москва, 1989 г.



Источник: http://costumer.narod.ru
Категория: Одежда народов Северного Кавказа в советское время | Добавил: Апсаты (19.04.2009)
Просмотров: 4821 | Комментарии: 1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:
Интернет-магазин

Футболки на заказ: различные цвета и размеры, различные логотипы и надписи...
Корзина
Ваша корзина пуста
Реклама

Карачаевцы

09biz.RU - информационный портал КЧР

По вопросам рекламы обращаться в администрацию сайта...

Информеры
Статистика
Rambler's Top100
CaucasusOnline © 2009 - 2017